Готовые фирмы - Вычет и начисление НДС при раздаче сувениров
г. Москва,Н. Арбат
д. 15, офис 2025
8(985)998-3508; 8(495);(985)998-3508
Режим работы:
с 10.00 - 21.00 выходных: суб,воск.
settings_phone Обратный звонок

Вычет и начисление НДС при раздаче сувениров

 

 

 

Для начисления НДС есть основания

Если организация в рекламных целях раздает сувениры, то у нее может появиться обязанность по уплате НДС. Рассмотрим условия, при которых это происходит.

 

Безвозмездная реализация

Реализацией признается передача права собственности на возмездной основе. Об этом сказано в пункте 1 статьи 39 Налогового кодекса РФ. Кроме того, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, она может быть и безвозмездной. Применима эта характеристика как раз к такому объекту обложения налогом на добавленную стоимость, как реализация (п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ).

Получается, что НДС нужно начислить со стоимости подарков, раздаваемых в рекламных целях. Аналогичное мнение разделяют и финансисты (письмо от 4 июня 2013 г. № 03-03-06/2/20320). Касается это такой рекламной продукции, как каталоги, содержащие информацию о реализуемых товарах (письмо Минфина России от 25 октября 2010 г. № 03-07-11/424), брошюры, буклеты, флаеры, календари, листовки (письмо Минфина России от 10 июня 2010  г. № 03-07-07/36).

При этом налоговая база определяется на основе полной стоимости рекламных товаров исходя из рыночных цен (письмо Минфина России от 27 апреля 2010 г. № 03-07-07/17).

Что касается сумм налога, уплаченных поставщикам такой продукции, то они принимаются к вычету в общем порядке. То есть когда сувениры оприходованы и есть счет-фактура вместе с соответствующими первичными документами.

 

Передача для собственных нужд

Распространение рекламных материалов повышает интерес к продукции торговой фирмы. То есть оно направлено на увеличение ее экономических показателей. И поэтому может рассматриваться не как реализация, а как передача товаров для собственных нужд (постановление ФАС Московского округа от 23 марта 2012 г. № А40-47825/11-116-132).

При этом ее безвозмездный характер подтверждается тем, что сторона, получающая подарок, не совершает никаких встречных действий. По гражданскому законодательству это может быть квалифицировано, как дарение (п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса РФ). Однако при раздаче рекламной продукции товары передаются не просто так, а с расчетом на встречный интерес к ним. Тем самым фирма планирует достичь повышения интереса покупателей к своей продукции и увеличения ее продаж. Поэтому передача товара на рекламные цели не может считаться безвозмездной.

Важно отметить: при таком подходе, как следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ, обязанность по начислению налога возникнет только в том случае, если затраты на сувениры не учитываются при расчете налога на прибыль.

И напротив, если рекламные расходы включены в состав прочих на основании подпункта 28 пункта 1 и пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ, то объекта обложения налогом не возникнет. Ведь в этом случае стоимость рекламных товаров возмещается в составе выручки, с которой уже начислен НДС. Такая позиция поддерживается судьями (постановление ФАС Московского округа от 22 ноября 2013 г. № Ф05-14681/2013).

 

Когда не нужно начислять налог

Налоговое законодательство предусматривает льготу при передаче товаров в рекламных целях, расходы на приобретение или создание единицы которых не превышают 100 руб. Такая норма предусмотрена подпунктом 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. То есть начислять НДС в этом случае не нужно. Причем, как обращают внимание финансисты, в эту сумму должен входить и предъявленный поставщиком налог (письмо № 03-07-07/17). Учесть его нужно в стоимости товаров ( подп. 1 п. 2 ст. 170 Налогового кодекса РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 9 февраля 2010 г. № 16-15/13276). Аналогичная позиция изложена в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17 апреля 2012 г. № А03-11940/2011.

Однако в такой ситуации у фирмы появляются дополнительные обязанности. Дело в том, что, согласно норме пункта 4 статьи 149 Налогового кодекса РФ, при применении льготы нужно вести раздельный учет. Игнорировать это требование можно, только если доля совокупных производственных расходов на операции, не облагаемые налогом, не превышает 5 процентов от их общей величины (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ). При выполнении этого условия сумму налога, выделенную в счете-фактуре поставщика, можно принять к вычету.

Отметим, что возможна ситуация, когда фирма приняла налог к вычету по продукции, стоимость которой меньше стоимостного лимита. И только потом решила раздать ее при проведении рекламной акции. Тогда в квартале, в котором принято решение об использовании товаров для передачи во время рекламной акции, его нужно восстановить и учесть в прочих расходах (подп. 2 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ).

 

Принято решение отказаться от льготы

Отменить применение льготы по налогу на добавленную стоимость можно, если представить соответствующее заявление в инспекцию по месту своего учета. Сделать это нужно не позднее первого числа квартала, с которого компания отказывается от освобождения или приостанавливает его использование. Такой порядок установлен пунктом 5 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

При его соблюдении НДС по приобретенным сувенирам принимается к вычету, В дальнейшем он начисляется при их распространении. При этом за цену передачи принимается стоимость приобретения рекламной продукции без учета величины налога на добавленную стоимость. Такой вывод можно сделать на основании пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ. На сумму переданных сувениров выписывается счет-фактура, который регистрируется в книге продаж.

Обратите внимание! Распространение рекламных материалов не всегда приводит к появлению объекта обложения налогом на добавленную стоимость, а вычет сумм НДС по сувенирной продукции возможен, если она приобретена для ведения деятельности, облагаемой этим налогом.